Поколению родителей неизвестны понятия "ГОС" и "ФГОС", а
ведь без их понимания трудно осмысленно выбрать не только профессию, но и само
место её получения.
Закон «Об
образовании» устанавливает, что формы
получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по
каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки
определяются соответствующими федеральными государственными образовательными
стандартами (ФГОС), образовательными стандартами, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом. А вот формы обучения по дополнительным
образовательным программам и основным программам профессионального обучения
определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
Прежние образовательные стандарты
(ГОСы) определяли для каждой образовательной программы (кроме требований к
перечню дисциплин и сроков обучения) требования к знаниям, умениям и навыкам
(ЗУН). В отличие от них ФГОС предявляет уже требования к компетенциям (каковых формулирует множество).
Компетенции для нашей педагогики профессионального образования сравнительно новое понятие. Упрощенно их можно определить, как способность выпускника реально применять эти самые ЗУН в профессиональной области. И даже – несколько выходя, при необходимости, за её пределы.
Возьмем, к примеру, человека, прошедшего цепочку
«лицей (гимназия) – бакалавриат университета – магистратура – аспирантура» и
направившегося в службу занятости. (Как утверждают её специалисты, случай вовсе
нередкий; и в этой цепочке не обязательно могут быть магистратура с
аспирантурой, часто это и обладатели старой квалификации «специалист»). Что тут
можно сделать? – Прежде всего, взглянуть на себя, получив очередную ступень
образования глазами работодателя, например – кадровика предприятия.
Проблема в том, что при всём недостатке подготовки
выпускника с квалификацией «специалист» на пятом году обучения его всё же
как-то адаптировали к будущей работе за счёт спецкурсов, которые устанавливал
сам вуз.
Выпускик бакалавриата вовсе не обречен на
продолжение обучения по этому же направлению. У него есть несколько путей смены
профессии. Выбор же их связан с тем, о чем мы говорили выше – с целями (которые
могли измениться входе учебы) и с ресурсами (временными, материальными и
прочими).
Подробнее об авторе и другие публикации здесь: http://teui.ru/
Подробнее об авторе и другие публикации здесь: http://teui.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий