«В открытом море
не обойтись без кормчего»
– китайская пословица
В результате продолжающихся уже четверть века
реформ современная отечественная система образования настолько усложнилась, что
понимание её организации требует уже специальных знаний. А без понимания её
невозможно не только пользоваться своими правами и реализовать возможности, но и выбрать оптимальную траекторию.
То есть – свой собственный путь к профессии.
Часто, увы,
путь к ней выглядит так: лицей (гимназия) – бакалавриат университета –
магистратура – аспирантура... и тут взрослый уже человек вдруг осознает, что
ошибся в выборе профессии и направляется в Службу занятости. А дело всё в том,
что выбор за него сделали другие (родители, старшие родственники) – из самых
лучших побуждений. Но дело в том, что они при этом исходили из своих прежних (и устаревших) представлений об
устройстве современной системе образования.
Или сделал он сам, но не осмысленно, а поддавшись
какому-то стадному инстинкту: это выбрали друзья, это сегодня престижно и т.п.
Другая проблема человека, прошедшего по этой цепочке
– столкновение с реалиями полученной профессии. Во-первых – неожиданными, его в
вузе об этой «прозе жизни» никто не
предупреждал, а «практики» он просто отбывал, как наказание. А во-вторых –
обнаружение нехватки практических умений и навыхов, необходимых в данной
профессии.
Последнее связано с инерционностью всей системы
образования. Ведь она с советских ещё времен была устроена так, что каждый её
уровень был «заточен» для поступления на последующий. Но – не на работу.
Действительно, целью хорошей школы (и её отчетностью) было подготовить
выпускника для поступления в вуз. Цель вуза (не формулируемая явно) –
подготовка к аспирантуре (сейчас и к магистратуре). Но цель-то и магистратуры,
и аспирантуры осталась прежней: подготовка научно-педагогического работника!
Чтобы как-то изменить эту «заточку» и были
предложены т.наз. «прикладной
бакалавриат» и «прикладная магистратура». Однако большинство вузов не берется
за их реализацию – ведь проще двигаться по старой наезженной колее.
Выпускник школы в силу возраста и жизненного опыта не всегда способен представлять ни кем он хочет стать,
ни то, какую именно специальность для реализации своих желаний и потребностей
выбрать, ни то даже, какой уровень образования поможет реально удовлетворить
его потребности. А в вузах далеко не всегда заботятся о том, чтобы сформировать
у студентов хоть насколько-то ясное представление об их будущей работе.
У многих студентов ВУЗов формируется
иллюзия, что после получения диплома все как-то само по себе сложится и
появится хорошая работа, и высокий заработок. А ведь к этому надо приложить ещё
немало усилий. Ведь выпускник Вуза, в
отличие от его коллеги, обучавшемся в колледже, должен будет самостоятельно
приобретать практические навыки по своей специальности. Или ему придётся
получать дополнительное образование на соответствующих его проблемам курсах.
Подробнее об авторе и другие полезные публикации здесь: http://teui.ru/
Полезная ссылка: http://karyerist.blogspot.ru/?view=magazine
Подробнее об авторе и другие полезные публикации здесь: http://teui.ru/
Полезная ссылка: http://karyerist.blogspot.ru/?view=magazine
Комментариев нет:
Отправить комментарий